Ноя 16 2022
Экскурсия в Большой театр, или взгляд изнутри.
Друзья, сегодня поделюсь с вами отзывом об экскурсии в Большой театр в Москве. Расскажу как попасть на экскурсию в Большой театр, ее стоимости, особенностях закулисья и зрительных мест в зале, которыми с нами поделилась экскурсовод.

Блеск и роскошь Большого театра — одного из мировых центров оперы и балета.
Всем известно, что Государственный академический Большой театр (ГАБТ) в Москве — это национальный бренд России, которым может гордиться каждый гражданин страны. Кто-то из вас наверняка уже побывал в Большом театре и имеет представление о нем, а кто-то только собирается посетить, такому человеку будет интересно узнать подробнее об этом уникальном объекте культурного наследия федерального значения.
Экскурсия «История и архитектура Большого театра» позволяет взрослым и детям узнать всю историю архитектурного сооружения, секреты инженерных решений, предметов декора, нарядов, лучших зрительских мест в зале, а при счастливом стечении обстоятельств даже попасть на репетицию или увидеть приготовления к постановке на большой исторической сцене. Посещение Большого театра с экскурсией позволяет неспеша и подробно рассмотреть его особенности изнутри: разные сцены, зрительный зал и его места, оценить видимость исторической сцены с разных ракурсов, узнать многие нюансы реконструкции и многое другое.

Большой театр в Москве.
Большой театр (ГАБТ) находится в самом центре столицы около станций метро «Театральная» (выход к Большому театру) или «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади). Ориентируйтесь на указатели в метро. Рядом с Большим театром расположен целый комплекс театральных зданий.
В стенах исторического здания проводят индивидуальные и групповые экскурсии для всех желающих. Индивидуальные прогулки по зданию проходят в день проведения экскурсии, билеты приобретаются непосредственно перед началом экскурсий по вторникам, средам и пятницам. Допускается группа до 15 человек и не больше, чтобы все предельно ясно слышали экскурсовода. Начало экскурсии в 11:00 и 11:30. Стоимость стандартного билета для взрослого составляет 1500 рублей. Есть льготные тарифы (500 рублей) для школьников (12+), студентов очного обучения и пенсионеров.
Коллективное посещение проходит в будни с 10 до 16 часов. Экскурсии проводятся группам от 5 до 15 человек. Стоимость билета — 1500 рублей, льготный тариф 500 рублей. Продолжительность экскурсии 1,5 часа, это время пролетает на одном дыхании! Вход осуществляется через центральный подъезд № 12. Всю информацию по экскурсиям можно получить, написав на электронную почту museum@bolshoi.ru, а также по телефону: +7 (495) 621 3138.
Билеты на экскурсию в Большой театр, а также на оперу и балет нужно приобретать только в кассе театра, или на официальном сайте https://bolshoi.ru/. Приобретая билет в любом другом месте можно столкнуться с подделкой или заплатить перекупщикам гораздо большую сумму.
После входа в театр и проверки билетов нас встретила экскурсовод, которая проводила группу в гардероб. Там можно оставить верхнюю одежду, шапку, зонт, сменную обувь в пакете. На хранение принимаются даже небольшие дорожные сумки, кабинные чемоданы и рюкзаки. А вот с крупногабаритными вещами в театр не пустят, остановит охрана.
После этого мы отправились в Бетховенский зал, который по праву является второй сценой Большого театра. В процессе реконструкции здания возникло решение создать подземный концертно-репетиционный зал.

Бетховенский зал.
Все получилось лучшим образом! Зал рассчитан на 330 зрителей и расположен под вестибюлем театра. Рядом проходит линия метро, раньше звуки проникали в зал, но со временем это исправили. Пространство многофункционально. Зал полностью разборный и может принимать различные конфигурации, использоваться в разных целях.
Все платформы двигаются, таким образом увеличивается либо сцена, либо зрительная зона. Кресла в зале также быстро устанавливаются, или убираются, в зависимости от мероприятия, которое будет в нем проходить: концерт, бал, экскурсия. Стоимость билетов в Бетховенский зал доступная многим, от 500 до 1000 рублей, поэтому все мероприятия в этом зале пользуются особой популярностью не только у москвичей, но и у гостей столицы.
Дизайн зала перекликается с историческими помещениями Большого театра. Есть элементы, имитирующие состаренный мрамор, а наборный паркет повторяет рисунок лиры, которая изображена в Большом театре во многих местах. На все эти нюансы обращает наше внимание экскурсовод. Ее интересно слушать на протяжении всей экскурсии. Если у слушателей возникают вопросы, то она непременно дает ответ.

Изображение лиры на паркете.

Красивые элементы освещения в зале.
Перемещаться между этажами можно по лестнице, а также на лифте. Запутаться в здании невозможно, на каждом этаже есть указатели.
После посещения Бетховенского зала группа отправилась в главную часть здания, чтобы увидеть театральную сцену страны.
В это время на большой исторической сцене шли приготовления к постановке «Дон Кихот».
Нашу группу расположили в партере, а экскурсовод распорядился прибавить освещения в зале, чтобы все участники могли рассмотреть детали интерьера, который с первых минут поражает своим великолепием.
История Большого театра ведется с 1776 года. Все начинается с частного театра губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 года Екатерина II подписала князю привилегию сроком на 10 лет «быть содержателем всех театральных в Москве представлений». Поэтому эта дата считается днем основания Большого театра в Москве.
Князь начал строительство театра, который в дальнейшем был назван Петровским из-за расположения на улице Петровка. Но до своего открытия здание сгорело, а все дела князь передал своему компаньону Майклу Меддоксу. Под его руководством был построен Большой Петровский театр с партером, ложами и галереей. Он простоял 25 лет и снова сгорел.
Пожары на протяжении всей истории театра случались неоднократно. Здание возводили заново, внося существенные коррективы в его внешнюю и внутреннюю отделку.
Проект Альберта Кавоса победил в конкурсе на восстановление театра. Появилась бронзовая квадрига над входным портиком, и театр вновь открылся 20 августа 1856 года.
С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о его судьбе. Ленин говорил о закрытии театра, а Сталин активно ему противостоял.
Многие годы велась его внутренняя перепланировка. Во время Великой Отечественной войны основная часть труппы была эвакуирована в Куйбышев, где пробыла почти два года. А 22 октября 1941 года в здание Большого театра попала бомба, которая произвела значительные разрушения. Опять начались восстановительные работы.
1 июля 2005 года историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которая завершилась только в 2011 году, спустя 6 лет и 3 месяца! Были проведены масштабные работы по расширению закулисного пространства, установке самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра. В ходе реставрации полностью обновился фасад здания, квадрига Аполлона, Главное фойе и другие залы театра.
Зрительный зал выглядит впечатляюще! Это словно гигантский музыкальный инструмент с превосходной акустикой, с формой подковы, сужающийся к сцене. Его вместимость — 879 мест. После реконструкции стало возможно даже менять наклон сцены (оказывается, что для классического балета и современной хореографии нужны разные углы наклона).

Декорации постоянно меняются.

Огромные полотна, которые меняет целая рабочая группа.
Зрительный зал в театре изготовлен из дерева: балконы, пол и потолок сделаны из специальной акустической сосны.
Лепнина на каждом этаже разная. Выполнена из папье-маше и покрыта сусальным золотом.
Из гипса сделан только двуглавый орёл над Императорской (Царской) ложей. На украшение всего зрительного зала было потрачено около 4 килограмм сусального золота. Чем выше этаж, тем лепнины становится меньше.
Зрительный зал поделен на две стороны: правую и левую. Согласно схеме зрительного зала места имеют разное расположение, степень комфорта, видимость сцены и, соответственно, разную стоимость билетов.
Очередность следующая: 1) партер; 2) амфитеатр; 3) ложи бенуара; 4) ложи бельэтажа; 5) ложи 1-го яруса; 6) ложи 2-го яруса; 7) ложи 3-го яруса; 8) балконы 2-4-го ярусов.
Балет стоит дороже оперы. Чем выше место, тем дороже стоимость. Самые дорогие билеты в партере. Их стоимость может доходить до 10 тысяч рублей (на оперу), до 20 тысяч рублей (на балет). При этом все места в партере находятся под уклоном, чтобы сцену было видно всем. Но сидячие места представляют собой мягкие стулья, несмотря на высокую стоимость билетов. Под каждым стулом находится небольшое вентиляционное отверстие.

Если сесть в партере близко к сцене, то хорошо видно лицо и ноги артиста, но не видно дальних декораций. А если сесть в партере дальше от сцены, то уже не разглядеть эмоций на лице…
Экскурсовод предоставила нам возможность побывать в разных ложах, чтобы мы смогли сравнить места в зрительном зале. Для себя я сделала вывод, что места в партере не самый лучший, комфортный вариант.

Места в амфитеатре.
Мне понравились ложи бельэтажа, особенно те, которые располагаются с обеих сторон от Императорской (Царской) ложи. Там несколько посадочных мест и есть «барный» на высоких ножках мягкий стул.

Вот этот «барный» стул в ложе бельэтажа по левой стороне.

А вот такой же стул, но по правой стороне.
Экскурсовод подсказала, что на него стоит покупать билеты, потому что видимость с этого места прекрасная, а стоимость на порядок ниже других посадочных мест. Ложи бельэтажа исторически состоят из двух частей и выглядят очень эффектно.
Слева от сцены расположена Правительственная ложа.

Правительственная ложа.
Во время частных визитов в театр Президент располагается именно в ней, а Императорская (Царская) ложа используется только во время его официальных визитов.

Императорская (Царская) ложа. Вход в нее запрещен.

Так она выглядит внутри. Фото сделано из соседней ложи бельэтажа. Все, сидящие в Царской ложе, были на виду у всего зрительного зала!
Напротив Правительственной ложи, справа от сцены, располагается Директорская ложа, похожая на Правительственную ложу. С той же стороны находится кабинет директора театра.
На самом верхнем ярусе начинает кружиться голова, если посмотреть вниз, зато отсюда можно разглядеть двухтонную красавицу-люстру во всех деталях.
Она словно невеста на свадьбе, притягивает к себе внимание. Высотой 8,5 метров, а диаметром – 6,5 метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утратила и повредила многие детали.
Только после реставрации были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья». Пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов, их счет шел на тысячи.
В настоящее время за люстрой бережно ухаживают. Специальный механизм в потолке позволяет поднимать и опускать ее.
Потолок зрительского зала украшает панно с изображением Аполлона и девяти муз.
Для меня было открытием, что на верхнем ярусе Большого театра есть «стоячие места» по 200 рублей, которые пользуются спросом у молодежи и всех, кто хочет побывать на опере или балете, но не может себе позволить высокую стоимость билетов. Да, обзор «стоячих мест» оставляет желать лучшего… С этих мест прекрасно видно люстру и ложи, но видимость сцены затруднена. Для этого установлен экран монитора, чтобы на нем можно было посмотреть весь спектакль.

Экран монитора передает картинку о происходящем на сцене.

У осветительных приборов видимость сцены затруднена. Хорошо виден лишь многотонный занавес.

«Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. … » (Пушкин А. С.)
Глубина сцены составляет 52 метра, задняя стена раздвигается, и туда подъезжают грузовики открытым кузовом с декорациями и даже с животными, которые принимают участие в спектакле. Сцена снабжена подъемно-опускными площадками и различными люками, с помощью которых может молниеносно исчезнуть персонаж и появиться в другом месте. А декорациями управляют компьютерные программы! Удивительно!

Идет рабочий процесс перед постановкой на сцене.
Оркестровая яма очень большая, может полностью трансформироваться. Пол поднимается и, таким образом, увеличивается площадь для проведения мероприятий.

Оркестровая яма значительно увеличивает площадь сцены.
В 2013 году в театре был установлен духовой орган немецкого производства. Инструмент занимает седьмое место среди духовых органов Москвы по количеству регистров.
В здании есть буфет, который в будни скорее похож на барную стойку. Во время спектаклей в буфете, конечно, можно перекусить во время антракта.
Туалет в Большом театре функциональный, но без излишней помпезности. Есть сувенирный магазин с различной продукцией и символикой театра. На память о Большом можно купить недорогие магниты, конверты, ручки, карандаши, диски, книги, сумки, футболки, есть и дорогие изделия ручной работы: шкатулки с росписью, Щелкунчик и многое другое.
Главное фойе нам также показала экскурсовод. Перед началом восстановительных работ его состояние было плачевным: стены в трещинах, штукатурка отслаивалась, настенная живопись с многочисленными повреждениями.

Главное фойе.

Вензель императора Николая II.
Силами реставраторов красоту Главного фойе удалось восстановить, в том числе и детали отделки с императорской символикой. Три большие хрустальные люстры освещают фойе, стоит белый рояль, на котором играл Скрябин.

Изображение лиры есть на рояле.

И даже на подоконнике.

А вид из окна на Театральную площадь и фонтан, который работает только в теплое время года.
Последним залом нашей экскурсии стало Музейное фойе, в которых располагаются выставки из коллекции музея Большого театра. Здесь нам показали балетную пачку и пуанты и рассказали много интересного о создании этих предметов в разные эпохи.

Очень интересный рассказ экскурсовода о «полупачках», «шопенках» и особенностях балетного костюма.

Рассказ про пуанты — пальцевые туфли и их недолгую жизнь.
За время существования театра было поставлено более 800 произведений. В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам.

Театральные костюмы из известных постановок.
К 1990 году труппа выросла до 900 артистов. За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства.
Всё, о чём рассказывала нам экскурсовод, не поместить в одной статье, иначе она станет бесконечной! В завершении хочется сказать, что экскурсия в Большой театр очень понравилась детям и взрослым. Она позволила «погрузиться» в театральный мир и была насыщенной по содержанию. Рекомендую ее всем, как одну из самых интересных экскурсий в Москве. Следующим шагом, непременно, должно стать посещение оперы и балета! До новых встреч, друзья, и замечательных открытий!
Ноя 20, 2022 @ 18:45:03
Ирина, спасибо за увлекательную экскурсию. Сразу очень захотелось там побывать. Наверное, там дресс-код какой-то существует при входе в театр?
Ноя 20, 2022 @ 19:59:51
Пожалуйста! От всей души желаю Вам побывать в театре! Насчет внешнего вида — в зрительный зал не пускают в майках, шортах, шлепанцах. Спортивная одежда также неуместна в стенах торжественной театральной обстановки. Высокие головные уборы не оценят зрители. А вот вечерний наряд и лучшие украшения, которые ждут своего часа, идеально подойдут для посещения Большого театра.